Как научить ребенка делать уроки

Как только ребенок пошел в школу, у папы и мамы появляется новая обязанность — учить уроки.

Родители так входят в роль, что продолжат помогать и в средних, и в старших классах. Такой подход не только тратит время взрослых впустую, но еще и плохо влияет на детей.

Что же тогда делать? Пустить все на самотек в надежде, что ребенок сам осознает всю важность учебы и будет носить домой одни «5»? Мы собрали для вас несколько ценных советов, которые помогут вам в детском воспитании.

Совет № 1. Перестаньте играть роль «хороших» родителей

Все вокруг твердят, что дети — это продолжение родителей, а папы и мамы свято в это верят. Казалось бы, что в этом плохого?

С одной стороны родители, действительно, являются примером для своих деток. Но нельзя проводить четкую параллель: «Наши дети — это мы, мы — это наши дети». Ведь, выходит, что когда учителя говорят вам о том, что ваш сын (дочка) не делает домашние задания и плохо учится, вы вместо «Ваш сын не подготовился к уроку химии. Он — плохой ученик!», будете слышать «Вы не подготовились к уроку химии. Вы — плохой ученик!». Вы не воспринимаете адекватно слова учителя, вы только думаете о том, как «сохранить лицо». Учителя сами подливают масла в огонь, ведь они же воспитаны точно так, как и вы. Они сами свято верят в то, что, если сын плохо учится, то набрался он этого именно от мамы и папы. И вот, разговор с преподавателем трансформируется в какие-то личные обвинения.

Проблемы с учебой бьют по самолюбию родителей. Что после этого делают папа и мама? Начинают контролировать каждый шаг малыша, делают с ним (а часто и вместо него) уроки, нанимают репетиторов, заставляют зубрить таблицу умножения и правила английского языка. И все, что делают родители — это не для того, чтобы сын (дочка) был умным и образованным. Они делают это, чтобы не уронить планку и считаться «хорошими». Для них сын или дочка, которые получают плохие отметки, являются личным оскорблением, личной неудачей.

В таком поведении трудно проследить здравый смысл. Если вы станете в своих глазах и глазах окружающих «хорошими» мамами и папами, ваш сын (дочка) не станет от этого лучше, умнее и успешнее. Но заставляя детей круглосуточно учить уроки, ходить по репетиторам и дополнительным урокам, вы вызовете совершенно обратную реакцию. Они просто возненавидят школу и будут всеми силами избегать ее. Как только у них будет возможность бросить учебу, к примеру, в ВУЗе в отдаленном от дома городе, они тут же это сделают.

Так что, если вы мечтаете о том, чтобы ваш сын (дочка) сохранил интерес к учебе, откажитесь от роли «хороших» родителей.

Совет № 2. Станьте наставником

Главная проблема школьников — отсутствие мотивации. С ней сталкиваются ученики младших, средних и старших классов. Сложнее в такой ситуации именно деткам, которые только пошли в школу. В первые годы учебы им важно не вызубрить всю таблицу умножения, а именно научиться учиться. А задача родителей и преподавателей — не отбить стремление постигать новые знания и ходить в школу.

В младшей школе закладываются основы того, как будет ученик дальше учиться. Вспомните, с какими эмоциями ваш малыш шел на первый звонок в школе? Наверняка он с нетерпением ждал тот день, когда впервые переступит порог учебного заведения. Мотивация такого ожидания может быть самой разной. Одни детки мечтают завести новых друзей, другие – стать похожими на старших братьев (сестер), третьи – выучиться на инженеров и построить космический корабль.

Помните, ваш малыш, который только готовится пойти в школу — чистый лист бумаги. Каким он будет, зависит только от вас и преподавателей в первом классе. Именно поэтому, вы должны стать для сына (дочери) не надзирателем или «хорошим» папой (мамой), а наставником. Надзиратель фокусирует свое внимание на неудачах и заставляет их исправлять, наставник – видит успехи и поощряет за них. Позитивный настрой поможет ребенку намного лучше, чем метод «кнута и пряника».

«А как же с плохими отметками? Неужели их игнорировать и только хвалить за хорошие оценки?», – спросите вы. Тему плохих отметок нужно обсуждать, но в нормальной, спокойной обстановке. Наставник должен указывать на ошибки, объяснить меру ответственности и помогать искать пути исправления.

Конечно, тактика наставничества — не панацея. Ошибки в воспитании будут, но не в таком огромном количестве.

Совет № 3. Научитесь сотрудничать с учителями

Обязательно общайтесь с педагогами вашего малыша. В разговорах помните о том, о чем мы говорили выше. Не принимайте детские неудачи близко к сердцу, не выступайте в роли злого надзирателя. И первая, и вторая тактика ничего хорошего не дадут. Вы с преподавателями должны быть равноценными партнерами.

Приходится констатировать, что равноценное сотрудничество не всегда получается. Мы часто воспринимаем учителя, как непререкаемый авторитет. Все папы и мамы когда-то тоже были учениками, поэтому на подсознательном уровне отводят учителю главную роль в общении. Мы не отрицаем, что мнение учителей — важно, но ребенок не должен выступать в роли объекта неравноправных отношений родители-учитель. В ином случае, некомпетентный или непорядочный преподаватель превратит малыша в «козла отпущения» и тот может, и вовсе, забросить школу.

«Обесценивать» детей нельзя, особенно в младшей школе. И в этом направлении должны работать не только родители, но и учителя. Нужно видеть успехи, а не неудачи. Формировать чувство уверенности, а не низкую самооценку.

Главная идея в общении с преподавателями — вместе, родители и учителя помогают ребенку в учебе. Папа и мама должно донести до преподавателя мысль о том, что они готовы сотрудничать со школой именно в этом ключе. Не нужно скандалить с преподавательским коллективом, но и обижать своего малыша не стоит.

Совет № 4. Говорите об ответственности

Дети должны понимать всю полноту своей ответственности. Ее не воспитаешь фразой по типу: «Мы уже все выучили и оценки нам не нужны, а вот тебе – нужны!». Сказать, что такая тактика даст какой-то положительный результат, нельзя. Вы воспитаете в душе малыша чувство вины, стыда и неуверенности в своих силах, но уж никак не ответственность. Если вы еще сопроводите такие слова напускным равнодушием, точно никакого отклика не получите.

Некоторые мамы и папы идут еще дальше. Они не только демонстрируют показное равнодушие, но и вовсе не участвуют в учебе малыша. Принес домой «тройку»? Значит, это его осознанный выбор стать «троечником» в школе и потенциальным неудачником во взрослой жизни. На кого-то такие кардинальные меры могут подействовать, но в большинстве случаев – вряд ли. Без родительской помощи школьник осознает свою ответственность уже тогда, когда трудно будет что-то исправить.

Важен еще тот момент, как вы сами относитесь к ответственности. Если вы обещаете что-то своему малышу и не держите слово, не справляетесь с домашними делами, ни о каком правильном воспитании и речи быть не может. А если вы еще любите жаловаться на свою работу во время семейных ужинов, то сын (дочка) и вовсе не поймет зачем ему хорошо учиться. Чтобы пойти потом на нелюбимую работу? Так что следите за тем, ка вы себя ведете, что говорите и делаете.

Желаем успехов!

Задать вопрос